Некоторые сведения о фехтовальном комплексе

Для того чтобы фехтовальная сцена вошла в спектакль как его органическая часть, недостаточно одного знания исполнителями боевых приемов фехтования. Артист должен уметь обращаться со шпагой и до и после боя, как с предметом хорошо знакомым и привычным. Помимо собственно боевых действий в прежние эпохи существовало множество бытовых движений, так или иначе связанных с использованием шпаги. В книге И. Э. Коха “Сценическое фехтование”, на которую мы уже ссылались и которая до сих пор остается единственным пособием в этой области, они определены в совокупности, как действия и движения фехтовального комплекса.

В самом деле, для того чтобы вступить в бой, надо прежде всего обнажить шпагу. И лучше, если это будет сделано не как придется, а в соответствии с правилами, принятыми в те времена, когда споры и недоразумения разрешались в бою на шпагах. По сведениям, почерпнутым из исторических источников, способов обнажать шпагу было немало; Различие между этими способами – далеко не формальное, оно вытекает из взаимоотношений участников схватки, из характера боя. Поэтому здесь будет изложено несколько разных способов обнажать оружие и вступать в бой.

Но и кроме действий по извлечению шпаги из ножен есть еще ряд действий, представляющих интерес для постановщика и исполнителей сцены боя. Приветствия, исполняемые при помощи шпаги, клятвы на оружии, передача оружия другому лицу при аресте или сдаче в плен и другие подобные им действия – все это не может быть безразлично артисту, так как помогает не только исполнению самой фехтовальной сцены, но и общему решению роли в пьесе классического репертуара.

И. Э. Кох включает сюда – и весьма закономерно – так же способы ношения плаща и шляпы, поклоны и иные действия из области бытовых привычек, манер и правил этикета. Но включить эти бесспорно необходимые сведения в данное пособие не представляется возможным. Дело в том, что изложение этого материала повлекло бы за собой обращение к обширной теме быта, костюма, этикета и манер различных слоев общества в различные эпохи и в разных странах. А это выходило бы уже слишком далеко за рамки задач, поставленных в данном пособии.

Поэтому придется ограничиться только сведениями о тех действиях, которые непосредственно связаны с применением оружия – то есть лишь некоторыми сведениями из области фехтовального комплекса, что и подчеркнуто в названии главы. Отдельные замечания и сведения по этому вопросу будут добавлены также при описании техники и в приложении.

Носить шпагу без ножен, с обнаженным клинком не было принято никогда и нигде, кроме подмостков сцены в наше время. Объяснить этот недопустимый с точки зрения реальной жизни способ носить шпагу можно только бедностью реквизиторского цеха или полным пренебрежением иных театров к исторической достоверности. В действительности шпага всегда помещалась в ножнах, прикрепленных к портупее. По способу носить портупею можно было отличить военного человека от придворного и вообще дворянина, не состоящего на военной службе. Военные носили наплечную портупею – широкий ремень, надетый наискось от левого бедра через правое плечо. У левого бедра в портупею вдевались ножны. Неслужилые дворяне и придворные охотнее пользовались поясной портупеей – ремнем, охватывающим талию, с петлей, в которую вдевались ножны. Шпага висела у левого бедра несколько наклонно, так что эфес выдавался чуть вперед, а нижний конец ножен немного приподнимался над полом сзади.

Обнажали шпагу, прежде чем принять положение “к бою”. Первый из способов вынимать шпагу из ножен носит, так сказать, “нейтральный характер” – фехтовальщик в нем не проявляет рьяного стремления в бой, однако и перспектива схватки не является для него неожиданностью. Все действие совершается за два счета: “раз”– боец совершает поворот налево, становясь правым плечом к противнику, но не приставляет пока правую ногу к левой; правой рукой он берется за рукоять шпаги. “Два” – рука выхватывает шпагу и, описав ею вертикальный круг в воздухе, вдоль плоскости тела, останавливается в наклонном положении над правой ногой так, чтобы конец шпаги находился в 50—60 сантиметрах от пола. Одновременно правую ногу приставляют к левой под прямым углом, каблук к каблуку. Приставлять ногу следует с небольшим батманом, то есть сначала слегка отбросить ногу вперед, а затем резко опустить на пол. Левую руку после того, как шпага вынута из ножен,

отбрасывает немного назад-влево, чтобы она

Рис.4. Положение, исходное для боевой стойки
приняла наклонное положение, симметрично правой руке. Обе руки совершенно прямые, ладони развернуты наружу. После освоения техники движений для выполнения этого действия подается команда “За шпаги!” (на первую часть действия) и “Вынуть шпаги!” (на вторую часть). Положение, в котором оказывается тело с обнаженной шпагой в руках, является исходным для боевой стойки (рис. 4).

Второй способ обнажать шпагу носит более активный, так сказать, агрессивный характер. Боец хватается за шпагу одновременно с движением вперед: левая нога выносится вперед и ставится на пол развернуто, носком наружу, а правая рука кладется на рукоять шпаги.

Эти движения осуществляются по команде “Вперед левой за шпаги!”. По команде “Вынуть шпагу!” правую ногу приставляют к левой в положение, описанное в предыдущем способе, а шпагу вынимают таким же образом. Часто после столь активного начала не становятся в описанную позу, исходную для боевой стойки, а сразу переходят в положение “к бою”. В этом случае по команде “Вперед левой за шпаги!” выступают вперед левой ногой и хватаются за шпагу. Затем по команде “К бою!” боец стремительно выносит вперед правую ногу сразу в положение боевой стойки, правой рукой он выхватывает шпагу и приводит ее в боевое положение, а левую руку вскидывает наверх.

В ответ на такое агрессивное поведение бойца его партнер может вынуть свою шпагу третьим способом – “отступая”. По команде “Назад левой за шпаги!” левую ногу отставляют назад, разворачивая носком влево, и берутся за эфес шпаги правой рукой. По команде “Вынуть шпаги!” обнажают шпагу, описанным выше способом, а правую ногу приставляют к левой под прямым углом, с небольшим батманом. Если противник сразу становится в положение “к бою”, то ногу не приставляют, а сгибают колени до положения боевой стойки и приводят в боевое положение правую руку сразу же после обнажения шпаги. Левую руку поднимают вверх.

Если нужно обнажить шпагу на ходу, то за оружие берутся одновременно с шагом левой ноги. Следующим движением приставляют ногу и оказываются в положении, исходном для боевой стойки, с обнаженной шпагой в руке. Можно и сразу принять положение “к бою”: одновременно с шагом левой ноги руку кладут на эфес шпаги, а затем правую ногу выносят вперед в положение боевой стойки, шпагу вынимают из ножен и ставят в боевое положение правую руку, а левую поднимают вверх. При обучении этому приему подается команда: “Столько-то шагов вперед, за шпагу, вынуть шпагу” (или – “к бою”). Так как надо, чтобы боец брался за рукоять шпаги под шаг левой ноги, удобно делать нечетное количество шагов три, пять.

В случае, когда идущий человек внезапно встречается с опасностью, применяется обнажение шпаги с прыжком назад. Восприятие опасности вызывает остановку в движении, причем удобнее, если в этот момент правая нога окажется впереди. Затем делают скачок назад, во время которого правой рукой хватаются за шпагу. Приземляясь после скачка, тело принимает положение боевой стойки с выхваченной из ножен шпагой. При обучении этому приему подают команду: “Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад, к бою”.

Существует и особо торжественный способ становиться в боевую стойку. Он употребим в тех случаях, когда бой носит характер рыцарского соревнования в фехтовальном искусстве, турнира или официальный дуэли в присутствии свидетелей и секундантов. При этом сначала противники становятся в исходную позу, обнажая шпаги первым из описанных здесь способов. Затем они обмениваются салютом, который будет описан ниже. Наконец, становятся в боевую стойку способом, который имеет рабочее название “в четыре счета – к бою”. На счет “раз” правую руку из исходного положения наклонно вниз поднимают в положение наклонно вверх. Рука при этом составляет со шпагой одну совершенно прямую линию. На счет “два” правую руку сгибают в локте и опускают вниз, описывая концом шпаги полукруг вертикали, пока шпага не примет горизонтального положения с концом, направленным назад, левее левого бока фехтовальщика. Кисть правой руки при этом разворачивается ладонью кверху. Одновременно левую руку сгибают в локте и прикладывают к клинку сверху тыльной частью (ладонь смотрит наверх). Таким образом, руки и шпага вместе составляют как бы кольцо, причем шпага “перечеркивает” тело фехтовальщика на уровне таза. На счет “три” это “кольцо”, не размыкаясь, поднимается вверх и устанавливается над головой: теперь уже левая рука оказывается снизу от клинка.

Рис. 5 (а,б). Салют
На счет “четыре” правую руку опускают вперед в положение боевой стойки, правую ноту выносят вперед и сгибают колени. Левая рука остается поднятой вверх, куда она пришла на счет

“три”. Салют (рис.5а,б) – приветствие обнаженной шпагой – исполняется из исходного положения, причем могут быть проявлены разные степени почтительности. Наиболее простой

салют выглядит следующим образом: “раз”– руку со шпагой сгибают в локте, кисть подносят к лицу, разворачивая к нему ладонью: гарда шпаги при этом оказывается у подбородка, а острие направлено вертикально вверх; “два”– правую руку распрямляют вперед – вниз, в наклонное положение, а голову склоняют в сторону приветствуемого лица: “три”– голову поднимают, оставляя руку в том же положении, из которого был начат салют. Теперь можно становиться в боевую стойку или убрать оружие в ножны.

Более сложный салют включает движения ног. По команде “раз” правой ногой делают шаг вперед и подносят шпагу к лицу, как в предыдущем способе; “два”– вес тела передают на левую ногу и сгибают ее в колене, как бы “углубляя поклон” (рука действует так же, как в простом салюте); “три”– все тело принимает исходное положение, причем правую ногу подставляют назад к левой, а не наоборот.

Наконец, в особо торжественных случаях исполнялся салют с коленопреклонением. Действия правой рукой при этом салюте те же, что и в первых двух вариантах. Но по команде “раз”, делая правой ногой шаг вперед, одновременно становятся левым коленом на пол. Дальнейшие действия исполняют стоя на колене и заканчивают поклон стоя на колене. В этом же положении часто и убирают шпагу в ножны, и лишь затем встают во весь рост. Убирать шпагу в ножны следует из положения правой руки наклонно вверх, при сомкнутых ногах. Если перед этим боец стоял в положении боевой стойки, то предварительно проделывают действие, которое называется сбором. Сбор делается в два счета: по команде “раз” поднимают наклонно вверх и выпрямляют правую руку, по команде “два” выпрямляют колени и приставляют правую ногу к левой.

Затем начинают убирать шпагу в ножны. Первым движением поворачивают кисть правой руки ладонью вниз, от себя. Потом, сохраняя руку выпрямленной, опускают конец шпаги вниз, к левому бедру, к отверстию ножен; левой рукой берутся за ножны, чтобы помочь этому действию. Третье движение – опускают клинок в ножны, сгибая правую руку в локте и одновременно разворачивают тело левым плечом вперед, не приставляя, однако, ноги (первая часть поворота направо). Четвертым движением приставляют левую ногу к правой в свободную позу, а правой рукой ударяют по эфесу, “досылая” шпагу в ножны так, чтобы пятка клинка вошла в специальный зажим, держащий шпагу в ножнах.

Клятвы на оружии приносили только с обнаженной шпагой. Следовательно, перед клятвой шпагу извлекали из ножен тем или иным способом. Затем руку со шпагой вытягивали вперед, наклонно вверх или наклонно вниз. Голову при этом держали поднятой немного вверх. Такое положение тела сохраняли в течение времени, пока произносили (или слушали, как кто-то произносит) клятву. Имелся и другой способ клясться на шпаге: держа ее перед собой за клинок обеими руками так, что эфес приходился на уровне лица. Локти рук при этом согнуты. Часто по окончании клятвы целовали клинок шпаги.

Отказ от боя тоже имеет свой приемы. Если шпага только немного выдвинута из ножен, а тело находится в одном из подготовительных к боевой стойке положений (в начале поворота, левой ногой вперед или левой ногой назад), то для заявления о нежелании драться достаточно загнать шпагу обратно в ножны ударом правой руки по эфесу и приставить ногу в свободную позу – лучше движением назад. Если бойцы стоят в боевой стойке, то о нежелании продолжать бой заявляют двойным ударом правой ноги в пол. Это действие так и называется –“стучать”. После него исполняется сбор, затем может быть исполнен салют, а затем шпагу убирают в ножны.

При сдаче в плен или аресте шпагу можно передавать как обнаженной, так и в ножнах. Передача шпаги в ножнах совершается двумя руками: нижний конец ножен кладут на ладонь левой руки, затем правой рукой немного подбрасывают вверх эфес и ловят на ладонь клинок ниже эфеса. Затем руки с лежащей на них в горизонтальном положении шпагой вытягивают по направлению к тому, кому ее вручают. Если хотят выразить особое уважение к тому лицу, становятся на левое колено и наклоняют голову в тот момент, когда протягивают шпагу. Шпагу в ножнах передавали и одной правой рукой: слегка подбросив ее правой рукой, ловили заклинок под гардой и протягивали ручкой вперед. Обнаженная шпага передавалась только таким способом. При этом эфес подбрасывали вверх от себя; чем больше размах движения подброса, тем более “дерзкой” выглядела такая передача. Шпагу можно и не передать, а перебросить другому лицу. При этом шпагу тоже подбрасывают вверх эфесом, ловят за клинок ниже гарды и затем бросают другому. Лететь шпага должна почти вертикально, концом вниз, а рукоятью чуть вперед. Партнер ловит ее за клинок ниже гарды или – при большой ловкости – сразу за рукоять.

Боевые действия шпагой

Современный артист в отличие, скажем, от артиста эпохи Возрождения, не владеет приемами утилитарного боя на холодном оружии. Однако среди актеров могут быть спортсмены-фехтовальщики, знакомые с техникой современного спортивного боя на рапирах, шпагах, эспадронах. Поэтому сразу же следует внести ясность в вопрос о соответствии техники и терминологии сценического фехтования – технике и терминологии современного спортивного фехтования.

Боевые действия холодным оружием можно разделить на три основных раздела:

1) действия наступления;

2) действия обороны;

3) подготовительные действия.

Это деление одинаково справедливо и для исторического утилитарного боя, и для современного спортивного фехтования и для фехтования сценического.

Действия наступления включают в себя уколы и удары оружием, наносимые в разные части тела противника. В истории известно фехтование на рубящем, рубище-колющем и на колющем оружии. В соответствии с этим в фехтовании сценическом различаются бой на колюще-рубящем оружии и бой на колющем оружии. (Чисто рубящее оружие почти не отражено в драматургии, так как не получило широкого и длительного распространения.) В современном спортивном фехтовании также различаются два вида оружия: колюще-рубящее (эспадрон) и колющее (рапира и шпага).

Уколы современной спортивной рапирой наносятся только в условную область поражения, определенную правилами соревнований. Уколы шпагой в современном спорте наносятся в любую часть тела противника. В историческом утилитарном бою, вполне понятно, ограничений не существовало: кололи противника в любую часть тела, открытую для укола. В сценическом бою не существует определенного поля поражения, но зато сознательно не применяются уколы в голову, как представляющие наибольшую опасность. В спортивном фехтовании на эспадронах (саблях) по правилам соревнований засчитываются только удары, наносимые выше линии бедер.

В историческом фехтовании рубили и ниже бедер и по ногам.

В сценическом бою удары по нижней части тела особенно употребительны, как весьма эффектные и вполне безопасные.

Следовательно, приемы нападения в сценическом фехтовании в ряде случаев совпадают, а в ряде случаев расходятся с приемами спортивного фехтования на разных видах оружия. Поэтому актер, владеющий техникой современного спортивного фехтования, не может ограничиться своими знаниями, а должен внимательно изучить особенности сценического фехтования и внести в знакомые ему приемы необходимые поправки. Действия нападения носят наименования по своей направленности: укол в ногу, укол в грудь, удар по голове, удар по правому боку и т.д. Такое наименование облегчает заучивание приемов и помогает сразу действовать целесообразно и конкретно.

Защиты различаются по номерам. В современном спортивном фехтовании на рапирах и шпагах насчитывают девять защит, в фехтовании на саблях (эспадронах) – шесть защит. В историческом фехтовании было известно около двух десятков защит (включая вариативные).

В сценическом фехтовании наиболее употребительны шесть защит, которые по технике ближе всего к сабельным спортивным. Употребляется в сценическом бою, хотя и весьма редко, защита “демисеркль”, или первая итальянская, которая аналогична девятой защите в современном фехтовании на шпагах. Как видим, нумерация защит в сценическом бою не совпадает с нумерацией защит в спортивном фехтовании на рапирах и шпагах. Следовательно и здесь актер не может ограничиться своим опытом спортсмена.

К числу подготовительных действий, совершаемых оружием, относятся завязывания, батманы, скользящие толчки и тому подобные действия. Назначение их в сценическом бою то же, что и в бою утилитарном (в том числе – в спортивном), но техника исполнения имеет некоторые отличия.

О различиях в скорости и амплитуде движений спортивного и сценического фехтования уже говорилось. Заслуживает упоминания и еще одно принципиальное различие: все спортивное фехтование строится на неожиданности, внезапности боевых действий, а потому изобилует приемами обманных движений, ложных атак и т.п. В сценическом фехтовании никакие внезапности категорически недопустимы, поэтому приемы обманных действий в нем не используются.

В данном пособии принята терминология (и, в частности, нумерация защит), предложенная И. Э. Кохом в его книге “Сценическое фехтование”, поскольку вся техника сце­нического боя на шпагах усвоена автором пособия под руководством И. Э. Коха.

Однако иные актеры и режиссеры, имеющие опыт спортивного фехтования, возможно, привыкли к иной терминологии. Все же можно надеяться, что для них не составит особой сложности разобраться в описании приемов и определить, что именно понимается под тем или иным боевым действием. А затем они уже могут решить сами, перейти ли на предлагаемую здесь терминологию или применить привычные наименования к тем приемам, которые им соответствуют.

Практически бой на колюще-рубящей шпаге встречается в пьесах классического репертуара чаще, нежели бой на колющей шпаге. Поэтому в данной книге мы не будем выделять технику боя на колющей шпаге в особый раздел, предоставив это опыту и изобретательности постановщика. Заметим только, что уколы представляют несколько большую опасность для артистов, исполняющих фехтовальную сцену, нежели удары. Удары же, в свою очередь, несколько опаснее уколов для тех, кто находится на сцене поблизости от дерущихся, поскольку размах руки с оружием требует довольно большого пространства.

Количество уколов, ударов, защит и других боевых действий оружием, предлагаемое ниже, отнюдь не исчерпывает реальных возможностей боя на шпагах, но представляется вполне достаточным для построения интересной, художественно выразительной и убедительной сцены боя на шпагах.

Рис. 6. Показ укола
Укол (рис. 6) шпагой в сценическом бою направляется в грудь, живот, бедро, реже – в плечо, и совсем редко – в лицо партнера. Действию укола предшествует движение, называемое показом укола. Показ укола в реальном бою носит характер обманного движения (финта), отвлекающего внимание противника, дезориентирующего его. Показав укол в какое-то место, колют совсем в другое, которое противник открывает для укола, закрываясь от ложной угрозы.

И хотя на сцене совершенно исключаются обманные движения, действие показа настолько типично для поведения фехтовальщика в бою, что оно вошло как обязательное в число приемов сценического фехтования. Только здесь оно имеет противоположное назначение – предупредить партнера о предстоящем уколе, напомнить о необходимости защиты. Показ состоит в полном распрямлении руки со шпагой, острие которой направляется в часть тела партнера, предназначенную для атаки. Если рука со шпагой перед показом находилась в четвертой или шестой позиции, то в момент показа кисть руки развернута ладонью вверх. Если перед показом рука находилась в положении первой или второй защиты, то целесообразно не разворачивать кисть, а выпрямить руку для показа ладонью вниз. Непосредственно за показом следует выпад, благодаря которому укол достигает цели. В момент выпада рука не меняет своего положения, – она остается напряженно вытянутой. Следует бороться с тенденцией некоторых актеров сгибать и снова выпрямлять руку в локте в момент выпада. Помимо технической неверности такого движения (в реальном бою на этом движении боец теряет те доли секунды, которые ему нужны для поражения противника), оно еще и таит в себе опасность для партнера: партнер может чуть поспешить с защитой, и его шпага уйдет в сторону, не захватив клинок атакующего, потому что тот отвел его назад, а затем шпага нападающего беспрепятственно воткнется в тело партнера.

При обучении показ укола выполняется по команде “Показать укол”, выпад – по команде “Коли!”. В дальнейшем эти действия сливаются почти в одно движение. Но укол без показа следует решительно считать ошибкой и требовать от актеров обязательного выполнения показа.

От укола в грудь применяются защиты четвертая и третья, от укола в живот – защиты первая и вторая, от укола в правое плечо – защита третья, от укола в правую ногу – защита вторая. Укол, направленный в лицо, отбивают первой итальянской защитой – “демисеркль”. Этот укол, равно как и защита против него, особенно опасен и применяется крайне редко, при условии большой ловкости исполнителей и хорошей тренированности данного приема.

Рис.7. Замах для удара по голове
Удар по голове (рис. 7) принадлежит к числу наименее опасных ударов, несмотря на его эффектность. Удару предшествует замах, который может быть сделан справа или слева. При замахе справа руку сгибают в локте движением вверх-назад так, чтобы локоть поднялся до уровня плеча, а предплечье руки

со шпагой составило одну прямую линию, наклонную вверх-назад. Кисть руки оказывается на уровне правого уха, причем большой палец оказывается снизу от рукоятки. Не следует при замахе опускать шпагу концом

вниз за спину – конец шпаги должен быть направлен назад-вверх.

Собственно удар наносят с выпадом. Рука в момент выпада распрямляется в локте и, составив со шпагой одну прямую, наносит сверху удар по голове партнера. Острие при этом описывает полукруг в вертикальной плоскости. При обучении следует сразу же требовать от актеров чтобы каждый сам останавливал свою руку со шпагой в положении над головой партнера, не давая шпаге двигаться вниз “до пола”. Это гарантирует безопасность приема даже в том случае, если партнер не успеет взять нужную защиту. Кроме того, в этом случае мало вероятна поломка клинка, тогда как, если со всей силы обрушить удар на горизонтально поставленную в защите шпагу противника, клинок может сломаться и обломком ранить кого-либо из окружающих. Наконец, такие “силовые” приемы выматывают актеров, вынуждают их к неэкономному расходованию сил. В то же время удар, инерция которого остановлена в момент скрещивания шпаг, достаточно убедителен, неопасен и не требует большого усилия.

При замахе слева для удара по голове правую руку заносят в то же положение, что было описано, над левым плечом – та, что локоть оказывается против середины груди. Остальные движения аналогичны движениям при замахе справа. Команда: “Голову –руби!” Против удара по голове применяются защиты пятая и шестая.

Рис.8. Замах для удара по правому боку
Удар по правому боку (рис. 8) может быть направлен в верхнюю часть тела партнера (тогда он приходится по шее, спине, плечу партнера) или в нижнюю – (тогда он приходится по ногам). Для замаха из положения боевой стойки правую руку

сгибают в локте по горизонтали так, чтобы кисть оказалась перед грудью. Шпага проходит под мышкой левой руки параллельно полу, острие смотрит назад за спину.

Локоть расположен на уровне плеча и смотрит прямо на противника. Кисть развернута ладонью вниз так, что большой палец находится со стороны груди. В момент выпада руку распрямляют в локте и наносят удар по горизонтали или наклонно вниз. Защиты: при атаке на верхние части тела – третья, при атаке на нижние части тела – вторая. (К этому удару, как и ко всем следующим далее, применимы указания относительно своевременной остановки боевой руки, сделанные при описании удара по голове.) Команда: “Правый бок – руби!”

Рис.9. Замах для удара по левому боку
Удар по левому боку (рис. 9) также может быть нанесен по верхней части тела – шее, груди – партнера или по нижней – животу, ногам. Для замаха заносят шпагу над своим правым плечом так, чтобы она была почти горизонтальна с острием, смотрящим назад за спину; локоть при этом находится ниже плеча и смотрит в сторону партнера. Кисть повернута ладонью к правой щеке, большой палец находится снизу. При начале удара кисть отгибают вправо над плечом, затем круговым движением двигают

клинок справа вперед, выпрямляя локоть. Шпага при этом описывает своим острием большой полукруг по горизонтали или наклонно вниз и снизу вверх. Удар наносят с выпадом. Защита от ударов по шее и груди – четвертая, защита от ударов по животу и ногам – первая. Команда: “Левый бок руби!”

Круговые удары обычно применяются после защит когда самое положение руки со шпагой таково, что требует кругового движения для нанесения удара. Это очень широкие движения, во время которых рука, не возвращаясь в положение боевой стойки, сразу после защиты наносит ответный удар. Употребляются круговые удары и независимо от защит. Наносятся они по голове, по правому и левому бокам. Здесь будут описаны наиболее употребительные из них.

Удар с кругом по голове удобно наносить после первой и после второй защит.

После первой защиты рука со шпагой находится левее тела бойца, причем шпага почти вертикально направлена острием вниз. Сгибая локоть, подносят кисть к груди, а затем, поднимая острие шпаги назад-вверх, приводят ее в положение замаха по голове и, продолжая движение, распрямляют руку и наносят удар. Шпага описывает почти полный круг в вертикальной плоскости, двигаясь перед грудью бойца против часовой стрелки.

Если была взята вторая защита, то шпага находится правее тела бойца с острием, направленным вниз. И отсюда можно нанести круговой удар слева по голове: сначала переместить влево кисть руки со шпагой, направленной вниз (она окажется в положении первой защиты), и продолжать движение описанным способом.

Если удар наносят из боевой стойки, то в начале движения шпага опускается острием вниз, принимая вертикальное положение, локоть сгибается; в дальнейшем движении назад-влево шпага проходит положение первой защиты и далее идет описанным выше путем.

Команда: “Кругом слева – голову руби!”

Удар с кругом по правому боку начинают движением правой руки со шпагой на себя и вверх, за счет сгибания локтя. Когда кисть окажется на уровне левого уха, движение идет вниз, вдоль плоскости тела, мимо груди бойца. Шпага в это время принимает положение наклонное вниз. Когда кисть опустится примерно до левого бедра, локоть начинают распрямлять и посылают предплечье и кисть со шпагой вперед снизу вверх. Это как бы “подсекающий” снизу удар. Почти весь круг описывается в вертикальной плоскости, и лишь в конце плоскость становится наклонной. Этот удар удобно наносить после третьей и четвертой, а особенно после шестой защит.

После шестой защиты шпага находится над головой так, что ее эфес приходится левее тела бойца, а остриё-правее. Двигая конец шпаги назад за голову, а эфес мимо левого плеча, опускают ее в положение около левого бедра и, продолжая движение по кругу, наносят удар наклонно снизу вверх. Команда: “С кругом по правому боку – руби!” Удар с кругом по левому боку наносят, описывая шпагой круг над головой. Сгибая локоть и поднимая предплечье вверх, направляют конец шпаги назад, за спину, так, чтобы он прошел над головой через положение пятой защиты и, описав над головой горизонтальный круг, оказался справа от тела. Затем, продолжая движение в. горизонтальной плоскости, руку выпрямляют в локте и наносят удар с выпадом. Очень удобно применять этот удар после пятой защиты: шпага находится уже на середине круга. Команда: “С кругом по левому боку – руби!”

Рис.10. Удар по животу и первая защита
Рис.11. Вторая защита
Первая защита (рис. 10) применяется против уколов и ударов, направленных в нижнюю часть туловища и ноги. Из положения боевой стойки руку сначала разворачивают ладонью вниз, затем кисть опускают вниз так, чтобы шпага приняла положение острием вниз. Сгибая локоть влево, вертикально направленной шпагой отбивают шпагу противника влево. При этом конец шпаги выходит несколько дальше влево и вперед, чем кисть руки, благодаря чему шпага принимает наклонное положение. Встречаться со шпагой противника клинок должен не плашмя, а лезвием. Высокая техника этой защиты состоит в умении выполнять все движения слитно одно за другим, сохраняя четкую определенность каждого последовательного движения. Локоть должен делать едва заметное пружинящее движение – сначала к себе, затем – от себя.

Второй защитой (рис. 11) отбивают уколы в правое бедро и удары по нижней части спины и по ногам сзади. Из положения боевой стойки веерообразным

движением кисти влево опускают шпагу острием вниз, в вертикальное положение; затем, сохраняя шпагу в этом положении, делают небольшое резкое движение рукой вперед-вправо, отбивая шпагу противника.Обороняясь от укола в ногу, вторую защиту шпагой дополняют движением правой ноги назад, отставляя правую ногу за левую. Движение это целесообразно как страховка от укола и очень выразительно. При ударе по правому боку это движение ногой не делают.

Рис.12. Третья защита
Третью защиту (рис. 12) применяют для отражения уколов в правое плечо и ударов по спине и по шее. Из положения боевой стойки движением кисти приводят шпагу в вертикальное положение острием кверху; затем, почти одновременно, делают резкое короткое движение в локтевом суставе, так что предплечье и кисть руки со шпагой выходит немного правее тела

Рис.13. Четвертая защита Рис.13. Четвертая защита
бойца. Шпага, принимая положение наклонно вверх и немного вперед, отбивает шпагу противника вправо.

Четвертая защита (рис. 13) прикрывает от уколов и ударов грудь бойца. Из положения боевой стойки движением кисти придают шпаге вертикальное положение с поднятым вверх острием и одновременно руку, сгибая в локте, переносят влево,

Рис.14. Удар по голове и пятая защита
отбивая шпагу противника влево. Острие клинка отклоняется немного влево и вперед; кисть руки в момент отбива находится на уровне середины живота. Пятая защита (рис. 14) прикрывает от ударов голову. Руку со шпагой поднимают вверх, устанавливая шпагу над головой в горизонтальном положении: кисть над правым плечом, острие шпаги – над левым плечом. Кисть разворачивают

так, что ладонь смотрит на противника, а большой палец находится снизу от рукояти. Острие немного выше рукояти и вынесено чуть вперед по сравнению с ней. Шпага должна быть расположена не над головой, а выдвинута на 30-40 сантиметров вперед. Но нельзя выдвигать шпагу слишком далеко вперед: клинок нападающего, уда -

рившись сильной частью о шпагу в защите, может спружинить и достичь обороняющегося гибким концом.

Рис.15. Шестая защита
Шестой защитой (рис. 15) отражают удар по голове. Шпагу поднимают над головой в наклонно-горизонтальном положении: конец несколько выше рукояти и правее тела бойца. Кисть правой руки находится слева от головы и выше нее; плечевая часть руки располагается поперек тела на уровне подбородка или даже закрывает подбородок (в зависимости от длины руки бойца). Кисть повернута ладонью вверх, большой палец снизу от рукояти. Конец шпаги немного выдвинут вперед относительно рукояти, а весь клинок – немного впереди головы.

Защиту “демисеркль”, или первую итальянскую, применяют против укола в лицо и в сценическом фехтовании используют так же редко, как и этот укол, К ней прибегают для того, чтобы ярким эффектом разнообразить бой, создать у зрителей впечатление особой виртуозности бойцов. В самом деле, техника фехтующих артистов должна быть весьма высока, чтобы можно было, не колеблясь, ввести в композицию боя этот опасный прием. Особенно строго нужно следить за дистанцией в момент исполнения этого приема: она ни в коем случае не должна быть короткой. Наиболее безопасно вводить этот прием после паузы в бою, когда актеры имеют возможность сориентироваться в пространстве и убедиться в обоюдной готовности к исполнению приема. Пример такого применения укола в лицо и защиты “демисеркль” имеется в приложении (“Сирано де Бержерак”, композиция № 1).

Защита эта состоит в отбивании вверх укола, направленного в лицо. Для этого свою шпагу оставляют направленной на противника, но ее острие передвигают влево – так, чтобы клинок оказался расположенным наискосок под шпагой противника. И затем резким ударом снизу подбрасывают шпагу противника вверх. При этом острие шпаги защищающегося в свою очередь угрожает уколом в лицо противника, который обычно и следует за этой защитой.

В целом ряде случаев применяются круговые защиты; их используют при защите только от уколов. При круговой защите, чтобы вывести шпагу в положение, удобное для отбива, совершают вращательное движение кистью руки в лучезапястном суставе, благодаря чему конец шпаги описывает полный или неполный круг.

Вторая круговая защита чаще всего применяется при повторном уколе в правую ногу. От первого укола берут простую вторую защиту; шпага оказывается в наклонно-вертикальном положении концом вниз. Противник повторяет укол – тогда боец из положения второй защиты поднимает конец шпаги вверх-направо, переносит его через клинок противника влево и опускает вниз; шпага приходит в положение второй защиты и отбивает шпагу атакующего вправо. Острие шпаги при этом описывает полный круг диаметром в 50-60 сантиметров.

Третью круговую защиту берут вместо четвертой при уколе в грудь из четвертой позиции. Шпага противника, угрожающая уколом в грудь из четвертой позиции, находится слева от шпаги защищающегося. Но вместо того чтобы отбить ее влево же, опускают конец своей шпаги, проводят его под клинком противника в положение слева от шпаги противника и затем отбивают ее вправо – шпага принимает положение наклонное вверх, то есть положение третьей защиты.

Четвертая круговая защита применяется против укола в грудь из шестой позиции. В шестом соединении шпага противника находится справа от шпаги бойца. Но вместо того чтобы отбить ее вправо третьей защитой, отбивают влево круговой четвертой. Для этого сначала отводят конец своей шпаги влево, опускают его вниз, затем движением вправо проводят его под клинком противника и снова поднимают вверх уже справа от клинка партнера. Продолжая движение, шпага приходит в положение четвертой защиты и отбивает шпагу противника влево.

Помимо приемов поражения противника и защиты от этих приемов шпагой можно осуществлять ряд действий на оружие противника с определенной тактической целью. Многие из этих действий представляют интерес для сценического фехтования как своим смысловым содержанием, так и эффектной, выразительной формой. Применение действий на оружие противника украшает бой я позволяет интересно разнообразить его композицию.

Рис.16. Замах для батман после второй защиты
Батман (рис. 16) – толчок оружием, наносимый по шпаге противника с целью отбросить ее в сторону. Исполняют батман в четвертом и втором соединениях, часто – после четвертой и второй защит, а также после завязываний. Для исполнения батмана движением кисти отводят свой клинок от клинка противника и затем резко ударяют своей шпагой по шпаге противника, отбрасывая ее в сторону. Положение всей руки

и положение шпаги при этом не меняется.

Если бойцы скрестили шпаги в шестом соединении, может быть применен круговой толчок, или контрбатман. В этом случае конец шпаги опускают вниз и, проводя его вправо под шпагой противника, поднимают наверх уже справа от нее. Продолжая движение, наносят удар по клинку противника, отбрасывая его влево (при этом шпаги скрещиваются уже в четвертом соединении).

Завязывание имеет своей целью захват клинка противника и преодоление его сопротивления. Им пользовались, чтобы поставить шпагу противника в положение, выгодное для задуманного приема. Завязывание возможно только в момент атаки противника, когда его рука со шпагой выпрямлена. Завязывания были полукруговые и круговые.

Круговое завязывание из шестого соединения называют также обволакиванием. Стоя в шестой позиции, немного поднимают острие своей шпаги и двигают его вправо, постепенно выпрямляя руку. Своим клинком как бы накрывают наискосок шпагу противника. Затем конец своей шпаги опускают вниз, под гарду противника и двигают его по кругу, пока он не выйдет снова в шестое соединение. В процессе этого движения шпага противника пройдет сверху и окажется опять справа, но несколько дальше – в момент обволакивания ее немного оттесняют, отжимают вправо. Так как после исполнения этого приема рука оказывается полностью выпрямленной, а шпага противника отстранена вправо, то можно сразу же наносить укол с выпадом.

Круговое завязывание после второй защиты выглядит очень эффектно с последующим батманом. Взяв вторую защиту, движением кисти заставляют свою шпагу описать острием вертикальный круг: вправо, вверх, влево, вниз – пока шпага не придет снова в положение второй защиты. При этом не отрывают свой клинок от клинка противника. Чтобы облегчить выполнение этого приема, партнер должен поднять конец своей шпаги так, чтобы он оказался вплотную к гарде завязывающего. В процессе завязывания шпагу противника отжимают немного вправо. Часто после завязывания отводят свой клинок влево и наносят толчок – батман.

Завязывание из четвертого соединения во второе –полукруговое. Оно производится со значительным применением силы. Исполняют его после четвертой защиты. В этом случае прежде всего надо “поймать” клинок противника на свою гарду (партнер должен помочь этому, опустив конец шпаги); затем, вращая кисть, надо опустить конец шпаги влево-вниз, тогда клинок противника окажется справа; дальше, действуя плечом и разгибая локоть, отжимают шпагу противника вниз-вправо, до положения второй защиты. После этого можно атаковать открывшегося противника; часто отжим дополняют батманом.

Количество описанных здесь боевых действий шпагой представляется вполне достаточным для работы над фехтовальной сценой в спектакле. Обычно при композиции бон используют далеко не все известные приемы, и это вполне целесообразно. Ведь сцена боя продолжается считанные секунды; только с паузами и. перерывами она может занимать несколько минут. Фехтование требует от актера огромной затраты сил, поэтому слишком длинная композиция просто невозможна – после этой сцены актер не сможет играть, если только сразу за ней не следует антракт. К тому же – для того, чтобы зрители поняли, что произошло между фехтовальщиками, не нужно долго драться. Лучше взять ограниченное количество приемов и хорошо их отрепетировать; большое же количество приемов и их разнообразие делают более трудным запоминание сцены актерами и доведение их исполнения до высокого качества.

Начинать работу с актерами, ранее никогда не фехтовавшими, следует с обучения отдельным приемам – стойке, передвижениям, обращений со шпагой. Затем так же по отдельности следует обучать нанесению уколов “и ударов и защитам – все это безотносительно к композиции боя. Когда каждый актер прочно овладеет техникой приемов, можно составлять из этих приемов задуманную композицию.

Следует принять за правило, что в подавляющем большинстве случаев удары и уколы наносят с выпадом, а беря защиту, принимают положение боевой стойки.

Ответные уколы и удары наносят только после того, как защитятся от укола или удара тем или иным способом-шпагой, левой рукой, уклонением и т.п. Ни в коем случае нельзя начинать самому новый прием, пока не завершен прием, начатый противником. Случаи, когда противники идут в атаку одновременно и одновременно наносят друг другу удар, могут быть только специально поставлены режиссером. Всякая внезапность в сценическом бою грозит несчастным случаем.

До сих пор ничего не было сказано о повторных атаках – это было сделано сознательно. Актеры сначала должны изучить приемы каждый в отдельности, и лишь потом можно переходить к исполнению приемов в виде повторных атак.

Повторная атака создает впечатление активного наступления одного из бойцов; она состоит в нанесении одним из фехтовальщиков своему партнеру нескольких ударов подряд, один за другим. Повторная атака имеет свою технику. Нанеся партнёру первый из ударов, боец оказывается в положении выпада; удар его не достигает цели, встретив защиту со стороны противника. И если противник не наносит ответного удара, а отступает, боец, не возвращаясь в боевую стойку, наносит повторный удар или укол – обычно в другую часть тела противника. Для этого, стоя в положении выпада, подтягивают левую ногу вперед, в положение боевой стойки, а правой рукой замахиваются для нового удара. Затем делают новый выпад правой ногой и наносят удар.

Таким же образом может быть исполнена и вторая и третья повторная атака – столько, сколько будет нужно – при условии, что противник продолжает отступать после каждой защиты. В результате создается такое впечатление, будто бы нападающий активно теснит своего противника.

Для защит от повторных атак характерно отступление в момент принятия положения защиты. Это отступление необходимо, чтобы сохранить дистанцию, которая требуется для действий наступающего. Отступать можно как простыми шагами назад, так и двойными. Возможно и такое отступление, когда двойной шаг назад выполняется не сразу полностью, а подразделяется на отдельные составляющие его движения: защищаясь от одной из атак, отступают назад Правой ногой, а при защите от следующего удара отступают левой ногой.


4197990848068570.html
4198035629347752.html
    PR.RU™